Семья друбецких. Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе “Война и мир”: описание внешности и характера Сын анны михайловны война и мир

ОБ АНТРОПОНИМИИ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно…, — подумал князь Андрей… — Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него»»…
У каждого, кто любит русскую литературу, кому дорого творчество Л.Н.Толстого, несомненно, есть свои, избранные страницы и образы этого романа: сцена в Отрадном, где юная Наташа Ростова мечтает, сидя у открытого окна, или первый бал Наташи, сцена ранения Андрея Болконского под Аустерлицем или его прощание со старым князем… Читая роман, мы не только поражаемся сочетанию в нем широты охвата событий, многоплановых и грандиозных описаний битв с ярким и точным показом внутреннего мира героев. Богат, многопланов, образен и могуч язык романа, его речевая плоть. Валентин Катаев в статье, опубликованной в 1953 году в «Литературной газете», подчеркнул: «…У Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку… Все подчинено единственному закону — закону правды жизни». Некоторые исследователи, в частности, Г.А.Силаева, справедливо считают, что это высказывание В.Катаева о сущности языка Л.Н.Толстого с полным основанием может быть отнесено и к системе имен собственных в романе «Война и мир».
Вопрос о том, как создавал и использовал на страницах романа-эпопеи Лев Толстой имена, отчества и фамилии людей, названия сел и деревень, рек и полей, кличек животных и других имен собственных, вызывал интерес у специалистов и просто читателей практически всегда. Разные исследователи и литераторы вносили вносили свой вклад в решение этого вопроса — С.Л.Толстой, Н.Н.Арденс, М.С.Альтман, Н.Н.Гусев, П.И.Бирюков, Э.Е.Зайденшнур, М.Б.Храпченко, Б.М.Эйхенбаум, Л.М.Мышковская, Л.М.Щетинин и др. Нередки вопросы об именах собственных в романе «Война и мир» и на публичных лекциях или во время учебных занятий. Попробуем поэтому вспомнить некоторые интересные факты, характеризующие ономастику романа «Война и мир». Основное внимание уделим именам и фамилиям персонажей.
В целом система имен собственных романа «Война и мир» отличается от подобной системы романов «Анна Каренина», «Воскресение»: в «Войне и мире» меньше таких имен и названий, которые созданы самим автором, практически единичны наименования с выраженным ассоциативным фоном (можно назвать их и семантически значимыми). Сам Л.Н.Толстой в заметках «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»» указал на связь фамилий своих персонажей с реальной исторической антропонимией: «Имена действующих лиц: Болконский, Друбецкой, Билибин, Курагин и др. напоминают известные русские имена. Сопоставляя действующие не исторические лица с другими историческими лицами, я чувствовал неловкость для уха говорить графа Растопчина с князем Пронским, с Стрельским или какими-нибудь другими князьями или графами вымышленной, двойной или одинокой фамилии. Болконский или Друбецкой, хотя не суть ни Волконский, ни Трубецкой, звучат чем-то знакомым и естественным в русском аристократическом кругу. Я не умел придумать для всех лиц имен, которые мне показались бы не фальшивыми для уха, как Безухов и Ростов, и не умел обойти эту трудность иначе, взяв наудачу самые знакомые русскому уху фамилии и переменив в них некоторые буквы. Я бы очень сожалел, ежели бы сходство вымышленных имен с действительными могло бы кому-нибудь дать мысль, что я хотел описать то или другое действительное лицо; в особенности потому, что та литературная деятельность которая состоит в описывании действительно существующих или существовавших лиц не имеет ничего общего с тою, которою я занимался…»
Подсчитано, что в романе «Война и мир» свыше 550 действующих лиц. Из них 468 имеют имена или фамилии, отчества или прозвища, т.е. каким-либо образом поименованы (нередко с вариантами именований в зависимости от сцены в романе, участников диалога и т.п.). Более двухсот персонажей — это реально существовавшие исторические лица, от государственных деятелей, полководцев до актеров, музыкантов, врачей, торговцев, кучеров, поваров. На страницах романа — в развитии сюжета или вне его мы встречаемся с императором Александром I и писателем Василием Львовичем Пушкиным, с министром внутренних дел графом Кочубеем и танцмейстером Иогелем, с директором императорских театров Нарышкиным и архимандритом Фотием, с генералом Багратионом и московским доктором медицины Мудровым, с владелицей модного магазина Обер-Шальме и поваром Кутузова Титом, с московским почт-директором Ключаревым и кучером Александра I Ильей… Известно, что Л.Н.Толстой очень подробно знакомился с мемуарной литературой о первой трети XIX века, с записками участников Отечественной войны 1812 года; из этих источников он извлек многие имена и фамилии реальных исторических лиц, известность которых, по меткому замечанию одного из исследователей творчества писателя, «ограничена во времени и пространстве».
А как возникли имена и фамилии вымышленных персонажей?
Исследователи творчества Л.Н.Толстого приходят к выводу о том, что писатель в работе над фамилиями вымышленных персонажей пользовался такими тремя основными путями: использование реальных фамилий, существовавших в конкретную эпоху; использование видоизмененных реальных фамилий; создание абсолютно новых фамилий по моделям реальных.
Для очень многих внесюжетных и эпизодических персонажей Толстой использовал известные дворянские фамилии, например — Разумовские, Мещерские, Грузинские, Лопухины, Архаровы и др. Это, естественно, должно было создать (и создавало) у читателей соответствующее представление об этих персонажах: они являются людьми, принадлежавшими к светскому обществу. Еще до Л.Н.Толстого такое использование дворянских, аристократических фамилий для называния вымышленных персонажей мы встречаем в «Арапе Петра Великого» и «Дубровском» А.С.Пушкина, в «Уроке кокеткам» А.А.Шаховского, в «Черной перчатке» В.Ф.Одоевского. использовал Л.Н.Толстой и реальные фамилии «простых» людей: Тушин, Федотов, Селиванов, Комаров… На страницах «Войны и мира» под этими фамилиями живут солдаты и унтер-офицеры, купцы и дворники, офицеры из разночинцев, другие персонажи.
Л.Н.Толстой широко использовал и второй способ, зашифровывая реальные фамилии, видоизменяя их. Причиной этого обычно называют нежелание писателя показать связь персонажа с каким-нибудь конкретным прототипом, у которого Л.Н.Толстой брал лишь некоторые черты (эту мысль, высказанную самим Толстым, мы уже цитировали выше). Другой причиной использования такого приема считают требование исторического правдоподобия. И вот после незначительной «пластической» операции на страницах романа «Война и мир» появились такие видоизмененные реальные фамилии, как Болконский, Друбецкой, Билибин, Курагин и другие. В одном случае писатель произвел замену согласных звуков (Волконский — Волхонский — Болконский, Трубецкой — Друбецкой, Дорохов — Долохов), в третьем заменил сочетания звуков в середине фамилии, сохранив начальный и конечный слоги (Вильегорский — Вилларский). Использовал Л.Н.Толстой и замену суффикса реальной фамилии при одновременном выпадении отдельных звуков. Многие специалисты сходятся на том, что именно так Толстой создал фамилию Ростов. Вот что пишет Г.А.Силаева: «В одной из рукописей романа поверх зачеркнутой фамилии Простой написано Ростов. Видимо, фамилия Ростов возникла из Простой путем отпадения первого звука (буквы) и замены суффикса фамилии на более типичный — ов. Фамилия Ростов казалась самому писателю «нефальшивой», вероятно, потому, что напоминала известную русскую княжескую фамилию Ростовские (см родословные книги: Лобановы — Ростовские, Касаткины — Ростовские и под.)». Здесь, ппожалуй, следует вспомнить и о том интересном предположении, которое высказал в конце 50-х годов профессор М.С.Альтман. этот ученый отметил, что «переход от «Толстого — Толстова» к Ростову» был для автора, быть может, еще облегчен тем, что в русских поговорках, которые Толстой знал превосходно, он этот переклик мог найти готовым: «по ягоду, по клюкву, по хорошу, крупну: я из города Мурома, я барина бурого; я из города Ростова, я барина Толстова!».
Многие читатели «Войны и мира» хорошо помнят эпизод, в котором фигурирует пленный французский барабанщик Винцент Босс. Это имя интересно не только тем, что Толстой показывает, как по созвучию оно превратилось в устах партизан в Весеннего или Весеню, т.е., писатель дает яркий пример образования прозвища на основе народной этимологии. Имя и фамилия этого персонажа также возникли путем видоизменения реальных: во время боев партизана Дениса Давыдова такой пленный действительно был взят, и звали его Викентий Бод. Этот любопытный факт из истории Отечественной войны 1812 года Л.Н.Толстой заимствовал из книги «Дневник партизанских действий»; автором которой был Денис Давыдов; в романе «Война и мир» фигурирует Василий Денисов — принцип видоизмененного сходства Лев Толстой здесь реализует через перестановку компонентов именование; Денис Васильевич Давыдов — Василий Денисов.
Третий путь возникновения фамилий вымышленных персонажей в романе — это создание их самим автором по моделям реальных: Перонская, Чатров, Телянин, Макарин, Десаль, Седморецкий и др. Однако, вероятно, нужна оговорка: в нашем распоряжении пока нет полного, исчерпывающего «Словаря русских фамилий» (хотя эта работа ведется и достаточно успешно). Поэтому трудно с определенностью судить, действительно ли фамилии эти полностью отсутствуют в ономастике.
В начале главы уже говорилось о том, что в «Войне и мире» почти нет имен и фамилий с выраженным ассоциативным фоном, с определенным завуалированным смыслом. Это действительно так, и наглядно видно хотя бы на примере фамилий главных персонажей. Скажем, в «Анне Карениной» мы сталкиваемся как раз с обратным случаем: известно свидетельство сына писателя — С.Л.Толстого — о том, что для самого Льва Николаевича фамилия Каренин при создании ее имела некоторую внутреннюю форму. В своих известных записках «Очерки былого» Л.Н.Толстой писал: «Между прочим он (т.е. Лев Толстой. — М.Г.) говорил, что мысль о фамилии Каренин ему пришла от греческого слова «каренон» — (голова). Может быть он назвал Алексея Александровича Карениным потому, что Каренин ему представлялся головным, не сердечным человеком».
И все же есть отдельные именования с выраженной внутренней формой и в романе «Война и мир»: они, будучи реальными, взятыми из жизни, становятся мотивированными в контексте романа; есть отдельные случаи и обыгрывания скрытого смысла фамилий, созданных самим Толстым. Писатель, например, успешно использовал имена, фамилии из одного любопытного труда, ставшего — в числе других книг — источником романа «Война и мир»: «Записок современника» С.П.Жихарева. в частности. Он заимствовал из дневника С.П.Жихарева и фамилию владелицы модного магазина, и каламбур, связанный с этой фамилией. Напомню небольшой отрывок из романа. Говорит Марья Дмитриевна Ахросимова: «…Ну, а их, — она указала на барышень, — завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер-Шельме заедем…». и еще один отрывок: «На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и m-me Обер-Шальме, которая так боялась марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя». А вот отрывок из «Записок современника», хорошо известный Л.Н.Толстому: «Много денег оставлено в магазине мадам Обер-Шальме!.. Недаром старики эту Обер-Шальме переименовали в Обер-Шельму».
В тексте романа нет мотивации фамилии другой дамы — держательницы салона Шерер. Но, как считают специалисты, в тот момент, когда Толстой создавал эту фамилию (она образована по модели реально существовавших, например, Шефер), это слово могло иметь для писателя какую-то особую мотивировку. Н.Н.Арденс в своей известной книге «Творческий путь Л.Н.Толстого» пишет: «По воспоминаниям С.А.Толстой, возвращаясь от какой-то высокопоставленной дамы, у которой бывала вся знать и которая всем расточала салонные любезности с с непременным «мон шер» и «ма шер», Толстой, смеясь, говорит, что его важная собеседница становилась все «шерее» и «шерее»». Возможно, что фамилия Шерер была создана под воздействием таких впечатлений писателя. Кстати говоря, считается, что Анна Павловна Шерер по своим некоторым чертам напоминает фрейлину Анну Золлогуб.
Интересно и то, что Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» для «полувымышленных» персонажей нередко оставляет неизмененными имена и отчества тех людей, которые в какой-то мере были их прототипами. Достаточно вспомнить несколько примеров (вопрос этот широко освещался в литературоведческих кругах): старый граф Ростов в романе именуется Ильей Андреевичем — прототипом ему служил дед автора «Войны и мира» граф Илья Андреевич Толстой; няня княжны Марьи — Прасковья Савишна: так в действительности звали няню самого Льва Толстого; прототипом самой княжны Марьи, т.е. Марьи Николаевны Болконской, послужила мать Л.Н.Толстого — Марья Николаевна Волконская. Большой интерес у всех читателей вызывает возможный прототип Наташи Ростовой. Принято считать, что им была Татьяна Андреевна Берс, сестра С.А.Толстой. Однако Л.Н.Толстой не сохранил для своей героини имя Татьяна. Почему? Видимо, это связано с тем, что имя Татьяна было в определенную эпоху социально маркированным, воспринималось как простонародное (Наташа Ростова — современница Татьяны Лариной, но для Лариной Пушкин сознательно выбрал имя Татьяна, поскольку оно «работает» на образ ее семьи). А почему же тогда Л.Н.Толстой остановился именно на имени Наташа, а не на каком-то другом? Предположение по этому поводу высказал Н.Н.Гусев в своей книге о Толстом: имя Наташа могло быть дано Толстым Ростовой еще и в связи с тем, что Татьяна Андреевна Берс уже фигурировала под этим именем как персонаж другого литературного произведения — повести «Наташа», написанной С.А.Берс в 1862 году. Повесть эту, как выяснили специалисты, Л.Н.Толстой читал и, более того, делая дневниковые записи, называл тех из своих знакомых, которые были изображены в повести С.А.Берс, именами персонажей.
Чудодейственной силой обладает слово Л.Н.Толстого. Он был не только великим мастером, но и неотъемлемой частью ума и совести русского народа. Как не вспомнить слова, сказанные о нем другим нашим выдающимся писателем — Максимом Горьким: «Толстой — это целый мир… Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».

М.В.Горбаневский, профессор

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их се­мейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.

На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.

В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир

Зерно прозревает в СЕМЬЕ,
В СЕМЬЕ человек вырастает.
И всё, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.

Семья - это родство не только по крови.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией. Ее члены не имеют ничего общего между собой. А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло. На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете. А собрав их воедино, получить идеал.

Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы. Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди. У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).

По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.

Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям. Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца. Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства. Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.

Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его. Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала. Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.

А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее. После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло». Пример семьи, которой просто не должно быть.

Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье. Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья. Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.

Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.

Друбецкой Борис - сын княгини Анны Михайловны Друбецкой; с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых, которым через мать приходится родственником, был влюблен в Наташу. "Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица!"

Друбецкой с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и попустительствует ее унижениям, если это идет ему на пользу. А.М.Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру. Участвуя в походе 1805 г., приобретает много полезных знакомств и уясняет себе "неписаную субординацию", желая дальше служить только в соответствии с ней. В 1806 г. А.П. Шерер "угощает" им, приехавшим из прусской армии курьером, своих гостей. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы производить впечатление богатого и преуспевающего человека. Он становится близким человеком в доме Элен и ее любовником. Во время свидания императоров в Тильзите Друбовицкий находится там же, и с этого времени его положение утверждается особенно прочно. В 1809 г. Борис, вновь увидев Наташу, увлекается ею и некоторое время не знает, что предпочесть, так как брак с Наташей означал бы конец карьеры. Друбовицкий ищет себе богатую невесту, выбирая одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной, ставшей в конце концов его женой.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...

    Пьер Безухов по своему характеру, по складу Безухова своей натуры отличается от князя Андрея Болконского. Князь Андрей - по преимуществу натура волевая, интеллектуальная. У него трезвый, положительный ум, практический, волевой характер. Его путь -...

  1. Новое!

Один из центральных образов романа «Война и мир» - обедневший князь Борис Друбецкой. Прототипами для него послужили А. М. Кузминский и М. Д. Поливанов. В этой статье мы рассмотрим созданного автором персонажа и все изменения, которые происходят с ним по мере развития действия. Перед нами предстанет сначала юноша, затем молодой мужчина - Борис Друбецкой. Характеристика («Война и мир») этого героя - тема статьи.

Семья Друбецких

Это обедневшее знатное семейство состоит из двух человек. Матери, которую зовут Анна Михайловна, и сына Бориса. Пожилая дама давно не появляется в свете и утратила связи. Она поддерживает лишь близкие отношения с семьей Ростовых. Они и дальние родственники, и друзья. Она также в дальнем родстве с князем Безуховым. Ее сын Борис Друбецкой, которому в начале романа двадцать лет, по характеру похож на мать. Уже в этом возрасте он расчетлив, практичен и целеустремлен.

Внешность князя Бориса

Борис Друбецкой красив и спокоен. Он высок и строен. У него белокурые волосы и правильные черты лица. Руки у него изящные, белые, с тонкими пальцами.

Несмотря на бедность, мать старается изо всех сил одеть его аккуратно, элегантно и модно, чтобы ее сын мог быть вхож в самые лучшие дома обеих столиц.

Личностные черты Бориса

Это умный, милый и твердый человек. Борис Друбецкой умеет держать себя в руках и всегда спокоен. Часто на его лице играет приятная улыбка. Тон, которым он разговаривает, обычно дружелюбный и слегка насмешливый. Он беден, но горд, и когда его мать изо всех сил пытается получить хотя бы небольшую долю от наследства старого Безухова, Борис Друбецкой находится как бы в отстраненном положении, хотя он является крестником старого графа.

Он не считает себя его родственником, хотя очень дальние связи есть, и не желает ничего принимать от него. Молодой человек очень находчив. Об этом говорит случай, когда молодежь Ростовых вбежала в гостиную, где графиня принимала чинных мать и дочь Карагиных. Вся компания растерялась, и только Борис нашел подходящую шутку о старой кукле Наташи.

«Эту куклу», - как сказал Борис, - «он знал еще девицей с необлупленным носом». Спокойствие и шутливый тон Друбецкого разрядили неловкую обстановку в гостиной. Сдержанный и расчетливый, Борис Друбецкой ищет выгодных знакомств с людьми, которые выше его и могут быть ему полезными. Поэтому ему удается быстро построить карьеру. В отличие от Берга он ищет не денег, а только тех, кто может поднять его по службе. В армии он быстро сделал вывод, что даже низкое звание в генштабе может его поставить выше армейского генерала. Целеустремленность помогает ему всегда добиваться поставленных задач. Друбецкому просто оскорбительна мысль, что он может чего-то не добиться. Масоны - модная и полезная организация. Не заботясь о духовных целях, которые они перед собой ставят, Борис Друбецкой вступает в братство каменщиков, потому что там имеется много людей из высшего света. Они могут повлиять на его жизнь. Таков Борис Друбецкой. Характеристика его не очень привлекательна и говорит о его эгоизме и необыкновенном упорстве с целью высоко поднять себя в свете.

Военная служба

Простая армейская служба не привлекает нашего героя. Он не так наивен, как молодой Ростов, которому нравится размахивать шашкой и чувствовать азарт боя. Сначала он просто прапорщик, но в гвардии.

Спустя год становится адъютантом в штабе главнокомандующего при «весьма важном лице». Он получает серьезное курьерское поручение в Пруссию. Еще через год он через своего покровителя получает место в свите императора, попадает в Тильзит и чрезвычайно доволен тем, что его положение теперь твердо. К 1812 году он уже служит помощником графа Беннигсона. Это важный пост в штабе армии.

Друбецкой и женщины

Маленькая Наташа Ростова увлечена взрослым, на семь лет старше ее, Борисом. Но они оба небогаты, а Борис и вовсе откровенно беден. Поэтому он не позволяет себе увлекаться обаятельной девушкой.

Даже после разлуки, когда Друбецкой почувствовал сильное влечение к Наталье Ильиничне, ставшей необыкновенно обаятельной, он остановил себя и прекратил знакомство, которое могло перерасти в брак и окончить его карьеру. Он предпочитает необременительную связь с графиней Безуховой, которая дает ему блестящее положение в обществе и на службе. В салоне Анны Шерер он становится лицом, которым «угощают» гостей. Совершенно упрочивает его положение женитьба на некрасивой, но богатейшей невесте Москвы, Жюли Карагиной, за которой он красиво и романтично ухаживает. Теперь ему не надо искать покровительства, он стоит на равных со своими высшими ровесниками.

Расчетливый карьерист - это Борис Друбецкой. Характеристика героя, которого изобразил автор, производит в целом неприятное впечатление. Он всегда старается представить себя в как можно более выгодном свете перед вышестоящими людьми, скрывая свои недостатки и забывая о принципах чести, долга и совести.

gastroguru © 2017